Get Adobe Flash player

Поиск

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Тематические сайты

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Архив за день: 12 декабря, 2019

Статья по УИИ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

О результатах проверки законодательства при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

 

Прокуратурой района в Балахтинском МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю с дислокацией п. Балахта (далее — Инспекция) проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении контроля за лицами, отбывающими наказание, не связанное с лишением свободы, по результатам которой выявлены нарушения.

Уголовно-исполнительным законодательством за Инспекцией закреплена обязанность по контролю за лицами, осужденными к более мягким, чем реальное лишение свободы, видам наказаниям.

В случае нарушения порядка и условий отбывания наказания, совершения правонарушений и преступлений Инспекция применяет к осужденного меры воздействия, будь то объявление предупреждения, направление в суд представления о продлении испытательного срока, дополнении возложенных обязанностей, замене наказания более строгим и другие. Инспекцией могут применяться и меры воздействия, целью которых является поощрение осужденного: благодарность, направление в суд ходатайства об отмене условного осуждения со снятием судимости и другие.

Проведенная проверка показала, что меры воздействия к осужденным принимаются формально, без проверки и оценки обстоятельств, на которые ссылаются осужденные в качестве оправдания допущенных нарушений.

Причиной необоснованного принесения представления является формальный подход к толкованию положений уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных правовых актов, принятых в их развитие. При наличии предоставленной законом возможности оценки действий осужденного с точки зрения наличия умысла на нарушение порядка и условий отбывания наказания, признаков злостности, обстоятельств, при которых допущено нарушение, последствий этого нарушения, данное право не реализуется вовсе, а представления направляются в суд при наличии нарушений любого рода.

Анализ содержания принесенных инспекцией представлений позволяет сделать вывод о том, что при их подготовке обстоятельства, при которых совершены нарушения порядка и условий отбывания наказания не изучаются, получение объяснений от осужденного сведено к констатации факта допущенного нарушения, в ряде случаев без установления причин, что свидетельствует о ненадлежащей реализации сотрудниками инспекции контрольной функции.

Одной их главных причин низкой эффективности принимаемых инспекцией мер воздействия является формальный подход к толкованию положений уголовно-исполнительного законодательства и игнорирование складывающейся судебной практики.

Внимание заслуживает и неинформативный способ фиксации Инспекцией содержания бесед, в том числе профилактического характера, проводимых с осужденными. Ни законом, ни ведомственными организационно-распорядительными правовыми актами не закреплена форма названного документа, что позволяет инспекциям на местах произвольно подходить к решению данного вопроса. Проверенные прокуратурой справки о проведении профилактических бесед не содержали информации о содержании беседы, ее теме, рассмотренных вопросах, отношении осужденного к самой беседе. Бессодержательность справки о беседе не позволяет качественно провести проверку исполнения инспекцией профилактической функции, своевременно отреагировать на упущения в работе.

Данный подход идет вопреки требованиям закона, предусмотренным ч.3 ст.25, ч.3 ст.39, ч.1 ст.54 и ч.1 ст.187 УИК РФ, и не способствует достижению целей и решению задач уголовно – исполнительного законодательства

Вышеперечисленные нарушения, в том числе при осуществлении профилактической работы, напрямую влияют на эффективность мер воздействия на осужденных.

Меры поощрения в отношении осужденных к ограничению свободы принимались в единичных случаях в 2017 году и в первом полугодии 2019 года, тогда как по учетам в 2018 — 2019 годах прошло по 9 лиц, что свидетельствует об уклонении от реализации предоставленных законом полномочий, предусмотренных ч.1 ст.54 УИК РФ.

Помимо указанного, как нарушение в организации деятельности Инспекции, отмечается непринятие мер к поощрению осужденных в условной мере наказания. С ходатайствами об отмене условного осуждения и снятием судимости за прошедшие 5 лет обращались только сами осужденные.

Уголовно-исполнительным законодательством прямо не предусмотрено применение мер поощрения к осужденным к условному лишению свободы. В то же время, инспекция уполномочена и обязана направлять в суд представление об отмене полностью или частично установленных для осужденного обязанностей, ходатайства об отмене условного осуждения и снятии судимости. В обоих случаях принятие названного решения поставлено в зависимость от определенных условий, как то хорошее поведение и добросовестное исполнение обязанностей в течение испытательного срока, исправление осужденного.

Направление в суд указанных представлений также может расцениваться, как мера поощрения, применяемая к условно осужденным.

Анализ практики рассмотрения судами соответствующих ходатайств осужденных показал, что в 2019 году судами удовлетворено 20 таких ходатайств, в 2018 году – 19, в 2017 году – 23, в 2016 году  — 13, в 2015 году – 18. Таким образом, с учетом ежегодно снижающегося количества состоящих на учете осужденных лиц, количество заявленных последними и удовлетворенных судами ходатайств об отмене условного осуждения и снятии судимости неуклонно растет.

Самоотстранение инспекции от исполнения предусмотренной ч.1 ст.54 УИК РФ обязанности по направлению в суд представлений об отмене условного осуждения и снятии судимости свидетельствует о нарушении требований уголовно исполнительного законодательства, ненадлежащем осуществлении профилактической работы и надзорной функции в целом.

По результатам проверки в адрес начальника Балахтинском МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю с дислокацией п. Балахта внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

 

 

Старший помощник прокурора района

 

юрист 2 класса                                                                                     А.А. Леончук

 

 

 

 

Статья по коррупции

ИНФОРМАЦИЯ

 

О результатах проверки исполнения антикоррупционного законодательства при исполнении должностными лицами органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

В августе — сентябре настоящего года прокуратурой района проведена проверка исполнения  антикоррупционного законодательства при исполнении должностными лицами органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Федеральным закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен перечень должностных лиц, которым необходимо исполнять данную обязанность. На территории Балахтинского района к таковым относятся главы муниципальных образований, председатели и депутаты представительных органов, муниципальные служащие, перечень которых строго определен, и руководители муниципальных учреждений. Федеральным законом определено, что перечисленная категория должностных лиц предоставляет также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

В истекшем периоде 2018 года (январь — октябрь) выявлено 31 нарушение законодательства, выраженное в предоставлении перечисленными должностными лицами недостоверных сведений о доходах. Основное количество нарушений допущено депутатами (16), немногим меньше муниципальными служащими (13) и всего два нарушения выявлено в справках о доходах руководителей муниципальных учреждений.

Преимущественно должностные лица не указывали сведения о полученных доходах и принадлежащем имуществе, при этом более 85 процентов должностных лиц скрыли личные доходы и имущество, оставшаяся часть представила недостоверные данные о доходах, полученных супругами.

Законодательством Российской Федерации для муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности (глав муниципальных образований и депутатов), за представление недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрена ответственность, в том числе в виде увольнения (досрочного прекращения полномочий) в связи с утратой доверия.

В 2019 году по результатам проведенной прокуратурой района проверки прекращены полномочия двух депутатов, одного их которых в связи с утратой доверия.

Основанием для досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, послужило то, что одним из них сведения о доходах не были представлены вовсе, другим скрыт доход на сумму, превышающую 240 тыс. руб.

Старший помощник прокурора района

 

юрист 2 класса                                                                                     А.А. Леончук

Разъяснение законодательства в сфере социальных прав семей с детьми-инвалидами

 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику России в области социальной защиты инвалидов.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида. Например, для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы необходим длительный период адаптации к условиям современного общества. В целом реализация названных мер должна создавать условия для сокращения численности инвалидов и их возвращения к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Инвалиды имеют право на пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату, частичную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, государственную социальную стипендию, налоговые льготы и другие меры социальной поддержки.

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем принимаются на учет. Жилые помещения предоставляются им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Если инвалид страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, жилье может быть предоставлено ему по договору социального найма большей площади, чем установленная норма на одного человека.

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия является социальным государством.

Права ребенка-инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

  1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры;
  2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества.

Право ребенка-инвалида на образование предполагает:

  1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;
  2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;
  3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;
  4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием. Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того, дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

  1. бесплатное питание в школьных условиях;
  2. первоочередной прием в детские сады, бесплатное их посещение;
  3. помощь социальных служб в реабилитации (психологической, социальной);
  4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Федеральным законом от 24.11.1995 (в ред. от 29.12.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

  1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);
  2. лекарства, предусмотренные законом;
  3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;
  4. медицинское лечение;
  5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того, предусмотрены и другие льготы:

  1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;
  2. направление в командировки и запрет к сверхурочным работам без согласия женщины;
  3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей у них на иждивении до 16 лет;
  4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Законом также предусматривается:

— бесплатный проезд детям-инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверение, подтверждающее личность).

— проезд к месту лечения ребенка-инвалида является бесплатным. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

— дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

— при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут обеспечить автомобилем для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Несмотря на сформировавшуюся положительную судебную практику по искам прокуратуры в интересах инвалидов к органам социальной защиты населения в части признания незаконным прекращения предоставления мер социальной поддержки инвалидам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, такие нарушения еще имеют место.

Для защиты нарушенных социальных прав льготники вправе обратиться с заявлениями в органы прокуратуры края.

 

Помощник прокурора района                                                                Ольга Шнайдер